Аудит медицинской организации

В рамках систем менеджмента качества (СМК) на базе ИСО-стандартов под внутренними аудитами в большинстве случаев понимается проверка выполнения персоналом медицинской организации документированных требований к выполняемой работе. В этом случае внутренний аудит становится простой технической задачей, а его реальная польза ограничивается поддержанием текущего состояния в организации и возможностью проводить незначительные улучшения.

Грамотная документация СМК является одним из критериев правильно проведенной внутренней стандартизации процессов и процедур, но на это обычно требуется время, и актуализация документов запаздывает за реальной практикой. В этом случае одним из основных результатов внутренних аудитов будет констатация необходимости актуализировать какой-либо документ (регламент процесса, СОП и т. д.). Другим результатом аудита может быть выявление необходимости документировать какую-либо работу, если на нее нет инструкции. Если оценить реальную пользу от подобных аудитов, то она, скорее всего, ограничится поддержанием текущего состояния и, возможно, позволит проводить незначительные улучшения.

Однако результатом внутреннего аудита может быть не только фиксация выполнения или невыполнения какого-либо требования внешней или внутренний документации, но и совет по работе своим коллегам, совместно найденный способ лучше выполнять процедуру. Поэтому внутренний аудит мы считаем своего рода внутренним консалтингом.

Целью внутреннего аудита должно быть не только поддержание процессов на определенном уровне, но и развитие медицинской организации. Поэтому высшему руководству целесообразно рассматривать внутренние аудиты как механизм развития и улучшений.

Результатом внутреннего аудита должны стать:

  • поиск причин выявленных проблем и рисков;

  • разработка плана незамедлительного устранения проблемных зон (коррекций);

  • устранение причин несоответствий и источников рисков (корректирующие и предупреждающие действия).

То есть после внутреннего аудита необходимо провести серьезную работу по анализу причин выявленных проблем и рисков.

Инструменты внутреннего аудита и анализа

Внутренние аудиты принято разделять на:

  • поисковый внутренний аудит (поиск проблем, или поиск причин проблем, или поиск пути решения проблем);

  • классический внутренний аудит (фиксация выполнения/невыполнения требований).

В первом случае внутренний аудитор должен обладать риск-ориентированным мышлением, уметь видеть скрытые источники потери эффективности, определять, какие работы привносят ценность, а какие лишь поглощают ресурсы.

Эффективными инструментами внутреннего аудита являются:

  • фотография рабочего дня и сравнительная фотография рабочего дня;

  • хронометраж рабочего времени;

  • сессии по Lean Production;

  • аудит системы мотивации персонала (KPI, ассесмент и т. д.);

  • анализ финансовой эффективности процессов.

Инструменты анализа данных по результатам внутренних аудитов:

  • различные виды мозгового штурма;

  • подход, разработанный Э. Голдраттом и известный как «теория ограничений»;

  • различные методы выявления причинно-следственных связей между событиями;

  • анализ потерь;

  • методы менеджмента рисков и др.

Внутренний аудит нацелен на получение фактов о возможных расхождениях между тем, «как должно быть» и «как есть», которые помогают при принятии управленческих решений. Наиболее полезной является интерпретация этих фактов внутренним аудитором или его коллегами.

Критерии аудита в медицинской организации

Внутренний аудит, нацеленный на поиск фактов соответствия или несоответствия требованиям, должен иметь критерии.

Критерии аудита — это то, с чем мы сравниваем фактическую ситуацию. При этом при поисковых аудитах критериев может и не быть. Мы лишь выясняем, как именно выполняется работа и насколько она нас устраивает. Кстати, внутренние аудиты, проводимые под идеологией управления рисками, тоже могут не иметь жестких критериев.

Основные положения, которые могут выступать в качестве критериев при внутренних аудитах:

  1. стратегические и бизнес-планы организации (хотя их достаточно трудно использовать рядовым аудиторам);

  2. требования законов и подзаконных актов: насколько мы уверены, что требования закона выполнены;

  3. самый простой критерий — ИСО 9001 или другой стандарт системы менеджмента;

  4. внутренние требования, в идеале документированные.

Источник: zdrav.ru