Подводные камни медицинской рекламы

Подводные камни медицинской рекламы

Сеть столичных клиник «Инпромед» готовит жалобу в Роскомнадзор на крупнейший медицинский онлайн-агрегатор DocDoc. Раньше они сотрудничали, однако после расторжения контракта компания «Инпромед» обнаружила, что данные о ее врачах «растеклись» по большому количеству малоизвестных сайтов, которые называют себя партнерами сервиса DocDoc. При попытке записаться через такие сайты на прием в «Инпромед» пользователи нередко получают предложение лечиться в другой клинике, «потому что с «Инпромедом» мы больше не работаем». На претензии создатели DocDoc отвечают, что по договору не несут ответственности за деятельность партнеров.

Бизнес-модель работы сайта-агрегатора достаточно проста. Он заключает договоры с клиниками, рекламирует у себя их врачей и получает вознаграждение за каждого записавшегося на прием пациента. Пациентам такой сайт предоставляет большой выбор специалистов, удобную систему геотаргетирования и онлайн-записи на прием, систему ранжирования врачей по отзывам пациентов. Сайт DocDoc, российский клон популярного американского сайта ZocDoc, – на данный момент один из крупнейших медицинских агрегаторов в России. В 2016 году в него инвестировал $4 млн российский венчурный фонд Guard Capital.

Клиники сотрудничают с сайтами-агрегаторами, поскольку зачастую это один из самых выгодных способов получить клиентов через интернет. Привлечение одного пациента через агрегаторы обходится дешевле, чем с помощью контекстной рекламы, – ее стоимость в сегменте медицинских услуг слишком велика.

В «Инпромеде» тоже решили попробовать эту модель привлечения пациентов и в 2015 году заключили договор с онлайн-сервисом DocDoc. Однако осенью 2016 года клиника решила договор расторгнуть, посчитав такой метод маркетингового продвижения неэффективным: пациенты, записавшиеся на прием через DocDoc, как правило, и раньше пользовались услугами «Инпромеда» и уже знали о клинике. Другим негативным аспектом сотрудничества, по словам коммерческого директора «Инпромеда» Натальи Шулянской, стало неконтролируемое использование информации о врачах «Инпромеда» другими медицинскими агрегаторами, с которыми компания не заключала договор. Всего логотип клиники и данные о врачах были размещены как минимум еще на 50 сайтах аналогичной тематики. «Мы думали, что информация о наших клиниках будет размещена на одном портале», – пояснила Vademecum Шулянская.

После того как договор с DocDoc был расторгнут, информация о клиниках «Инпромеда» по просьбе Шулянской была удалена из базы данных агрегатора, и, как надеялись в компании, вскоре должна была исчезнуть и с партнерских сайтов, однако этого не произошло. На просьбы клиники удалить предоставленную информацию «из сети Интернет» администрация DocDoc только разводила руками, говоря, что никак не может повлиять на поведение сайтов-партнеров.

«Инпромед» такой ответ не удовлетворил. Тем более что вскоре в администрацию клиники начали поступать жалобы пациентов, которые, попытавшись записаться к знакомому врачу в «Инпромед», получали от сотрудника колл-центра предложение посетить доктора в другой сети клиник, поскольку «сервис с «Инпромедом» больше не работает».

Действительно, в договоре клиники и агрегатора (есть в распоряжении Vademecum) присутствует пункт, согласно которому DocDoc вправе использовать информацию, предоставленную клиникой, на своем сайте, привлекать для ее размещения третьих лиц, а также предоставлять информацию пользователям как бесплатно, так и за плату (при этом имена авторов можно не указывать).

Недовольные могут пожаловаться в Роскомнадзор, рекомендует руководитель практики по интеллектуальной собственности адвокатского бюро RBL Залина Плиева. «В этом случае любой сайт – партнер агрегатора может быть привлечен к ответственности за нарушение закона о защите персональных данных. Штраф за такое правонарушение для юридического лица составляет до 10 тысяч рублей, однако летом 2017 года в силу вступит новая редакция закона, согласно которой штрафы увеличатся до максимальной суммы в 50 тысяч рублей», – рассказала Плиева.

«Инпромед» именно так и намерен поступить. «Теперь мы хотим обратиться в надзорные госорганы, призванные принимать меры в таких случаях», – заявила Шулянская Vademecum.

Акмалов из Medihost.ru напоминает еще об одном нюансе работы с агрегаторами – поскольку пациенты записываются в клинику через колл-центр такого сайта, последний в итоге собирает значительную базу данных о клиентах и их предпочтениях, которую может использовать впоследствии в своих целях.

Подробнее:

vademec.ru